00:00:10 - 00:08:27
Завтра мы выходим на беседу на площади Абима об аттестатах зрелости. И вы сказали, что не нужны оценки, что это только портит детей. Мы согласны с этим, но, с другой стороны, у нашей системы нет другой возможности. Как вы смотрите на то, что мы отменяем оценки, и каков переход между теперешним состоянием и идеальным, когда вообще не нужны оценки, а сегодня есть они?
Эта тема настолько широкая, глубокая и большая, столько есть статей и мнений, я даже не знаю что сказать. Я не могу тебе ничего сказать. Это просто море. Я могу только взять пример с того, что находится в нашей системе из поколения в поколение, когда дети учились читать и писать по различным писаниям, по святым книгам. Ну, что еще было, кроме этого? Ничего не было. И ничего больше не надо было. Учили это без всяких оценок. Все вместе сидели и учились. Каждый, насколько он воспринимал, больше или меньше. Если ты даешь ребенку правильную, хорошую атмосферу, которая не путает его с помощью различных соблазнов, которые находятся вне класса, то он знает, что надо учиться. Зайди в любую ешиву – сидят и учатся. Кто-то на них смотрит: учатся они или не учатся, читают правильно или с ошибками? Нет. Но приучают их к такой учебе, что они просто не могут не учиться. Всё. Ну, чем еще заниматься? Я говорю немножечко об идеальном состоянии по отношению к тому, что есть сейчас, хотя и сегодня кризис везде. Но, на самом деле, это так. И поэтому нам надо каким-то образом показать эту форму как правильную форму, без связи с религией, что это в ешиве. Сам подход. Подход – это воспитывать ребенка таким образом, чтобы он учился без всякой связи с тем, смотрят на него или не смотрят, оценивают его или не оценивают. Сейчас и там тоже есть и оценки, и экзамены, измеряют сколько ты там выучил, то есть испорченность и туда проникла, но в своей основе такого не было. Это первое.
Второе, то, что было характерно для учебы нашей исходной, это учеба наизусть. И не потому, что не хватало книг, а просто наизусть. Я помню, мой сын учился в Иерусалиме, в каком-то особом месте, и Пятикнижие он знал наизусть. Не может быть такого, чтобы не наизусть. «Расскажи мне, скажем, половину главы «Ваелех». Он стоит и тра-та-та-та-та-та-та: четверть часа или двадцать минут он излагает. И так необходимо знать все Пятикнижие, всю Тору, потом то же самое с Танахом, то же самое с Мишной. Люди учили очень много вещей наизусть. И из того, что это откладывалось у тебя там в «коробке», ты начинал с этим работать. «А, вот тут написано так, а там написано так». То есть это как в компьютере: у тебя все находится на хард диске, и тогда ты начинаешь работать со своим процессором. У тебя есть над чем работать. А сегодня ничего не вкладывается и не с чем работать, и его не учили, как работать, не учили принципам, как подходить к учебе, как анализировать, а потом синтезировать материал. В Гмаре есть эти подходы. Общее, частное. Нет у тебя. То есть не учат его подходить к вещи, которая сложная, и необходимо вначале разложить ее, а потом обратно собрать, все вот эти вот запутанные вопросы, которые есть в Талмуде – это все, что давало нам упражнения в течение поколений. Это вот так, а это – вот так, этот думает так, а этот думает так… Это развивает у тебя подход. И поэтому, как следствие, у тебя есть результат. Почему до сих пор, скажем, в процентном соотношении у нас так много нобелевских лауреатов и т.д. Это результат того, что было в прошлом.
Мы хотим посоветовать в чем-то вернуться к той форме обучения. Разумеется, ты сейчас не возьмешь биологию, книгу, которую кто-то там написал, и начнешь ее учить наизусть, или зоологию, ботанику, физику, химию. Но я говорю, что есть такие законы, которые человек должен знать наизусть, есть такие подходы к анализу и синтезу, которые человек должен знать, как использовать. Без этого он выходит и вообще не знает, как заниматься миром, несчастный. Но я не знаю, как им можно посоветовать об этом. Я думаю, что самое лучшее, что мы можем им посоветовать, это только обсуждения, как в суде. Такие вещи, и всё. Там, где ребенок все-таки в состоянии обучиться, как связываться с другими, как подходить к миру и т.д.
Урок 21.10.11
Спасибо Кате Золотаревой за набраннык текст.
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה